Падение розничных продаж, отсутствие заказов у оформителей, незаметные корпоративные праздники... Стоит ли перечислять все проблемы праздничной отрасли?! Январь нового года практически не оживил состояние дел. Будет ли лучше в феврале? Ответить на эти вопросы, а также проанализировать тренды и проблемы рынка праздничных товаров и услуг ушедшего года, поделиться прогнозами на ближайшее будущее редакция попросила генерального директора компании «Европа уно трейд» Григория Рыбакова.
— Весь прошлый год потребительский рынок лихорадило. При падении реальных доходов и скачкообразном росте цен, в том числе и в нашей праздничной отрасли, появился стойкий тренд по переориентированию покупательского спроса на товары более полезные, чем воздушные шары и праздничные аксессуары. Товары для праздника, на мой взгляд, были вычеркнуты из семейных бюджетов. Даже новогодние продажи в результате оказались вялыми, вызывали раздражение и у покупателей, и у продавцов. Как вы думаете, в этом году ситуация изменится? В какую сторону?
— По нашим наблюдениям праздников не стало меньше, и покупатели по-прежнему заходят в магазины и проявляют интерес к нашей продукции. Проблема в том, что у людей реально падают доходы, и бюджет, который они готовы потратить на организацию праздников снижается, или в лучшем случае остётся тот же в рублях. Т.е. после подорожания наших шариков, колпачков и дудочек из-за скачка курса валют, покупатель оставляет ту же сумму в магазинах, что и раньше. Но это значительно меньше в количественном выражении. Средний чек в рознице остался тот же, а в покупательской корзинке лежит значительно меньше. Не радует, что основной драйвер покупок праздника, средний класс, сильно сжался и погрустнел, не до широких празднований ему теперь, бедному. Этот фактор значительно снижает оптимизм и динамику роста в будущем. В регионах ситуация еще более печальная. Зато коллекция «милитари» идет на ура.
— Ещё одна реалия прошлого года: заметно просел оптовый рынок. Вслед за вами, «спасая» объёмы продаж, региональные оптовики стали осваивать розничный рынок. Вы к концу года открыли десятый розничный магазин «Весёлая Затея», а в целом по стране (мелькнули как-то цифры) их стало около сотни. Вы действительно видите будущее реализации праздничных товаров в развитии розничной сети, несмотря на глобальные изменения в налоговом законодательстве, которые начали действовать уже с февраля этого года и коснулись прежде всего розничных сетей?
— Любое усиление администрирования не идет на пользу. Суета с заменой касс и новыми фискальными правилами однозначно отрывает от нормальной работы. Но мы и не такое пережили в последние годы. В принципе, розница самый сложный сегмент бизнеса. Очень высокие риски, сложное администрирование, работа с продавцами, аренда. Кажется, что во все годы существования розничного направления в ЕУТ, мне хотелось его закрыть... Но с другой стороны, розница — это всегда ручеёк живых денег, возможность прямого общения с покупателем, опыт этого общения. Нас не может не радовать развитие франчайзинга «Весёлой затеи». У меня впечатление, что кризисные явления в нашей экономике стимулируют развитие праздничной розницы. Много запросов на открытие, в некоторых местах возникают территориальные конфликты. Видимо в кризис появляются недорогие помещения, люди теряют работу, меняют направления деятельности. Из этого складывается интерес. Мы с некоторой гордостью можем на сегодня говорить, что в стране открыты около 200 магазинов «Веселой затеи», причем в последние два года их количество удвоилось. С точки зрения небольшой, домашней оформительской компании в маленьком городе логика открытия дополнительной розницы очевидна. Просто существующий офис и персонал получают дополнительную розничную выручку практически без дополнительных вложений. Что крайне актуально в условиях снижения оформительской активности. Ну а работать под раскрученным и известным брендом всегда разумнее.
— В прошлом году довольно активно стал вставать на ноги ещё один конкурент оптовых продавцов. На рынке появились крупные интернет-площадки. Для праздничной индустрии особенно чувствительными оказались китайские интернет-магазины типа «АлиЭкспресса». Они уже имеют русскоговорящего менеджера, низкие цены, бесплатную и сравнительно быструю доставку. При быстром развитии этого типа торговли и открытии интернет-продаж самими производителями, на мой взгляд, и оптовые, и розничные объёмы продаж неминуемо будут продолжать падать. Так ли это?
— Да, однозначно, есть такой серьезный раздражитель в виде «АлиЭкспресс», это факт. Нам в рознице приходится брать расписку с покупателя, если он приносит китайские шарики, что за качество ответственность он несет сам. Много историй, что гелий уходит в бракованный шар. Сложно сказать, что с этим делать, но это реальность на сегодня. Продукция очень дешевая, и качество соответствующее. Нужно использовать наши преимущества, наличие продукции на месте, высокое качество. Эмоциональные покупки, типа увидел — купил. Надеюсь, что уважаемые лицензиары будут активнее бороться с контрафактной лицензионной продукцией. По ней ценовая разница очень серьезная. Практически полный запрет на ввоз латексных шаров из Китая в Европу из-за жестких норм европейских стандартов серии ЕN-71 тоже добавил драйва китайским поставщикам на нашем рынке. Но поднимать вопрос о качестве шаров у нас, думаю, не стоит. Запретят в итоге все шары.
— В связи с последним трендом, планируете ли вы развивать новые проекты? Какие предполагаете осваивать смежные направления?
— Мы все в последние годы развиваем розничное направление интернет-торговли и без «китайской угрозы». Основная проблема — узкий рынок, проблемы логистики по стране. Надеемся в этом году за счет нового распределительного склада и системы управления этим складом ускорить обработку заказов и их точность. В планах есть задумка удвоить количество заказов на интернет-площадке Zatey.ru до 200 в день. Опыт работы таких складов мы видим в компании Amscan. Конечно, Америка с их 10 000 заказами в день в среднем кажется нам, россиянам, другой планетой. Но учиться вполне можно у английских компаний. Уровень продаж России и Англии становится сопоставимым. Нам мешает другая проблема — общее падение доходов у населения.
Будем надеяться, что средний класс станет в этом году покрепче, появятся недорогие отечественные курьерские компании. Тогда решить все вопросы можно было бы гораздо быстрее. Впрочем, работать приходится с тем, что есть. Просто работать, как считаешь нужным и полезным для себя лично. Тогда всё получится.
— Спасибо, Григорий Михайлович, за беседу. Думаю, она будет особенно полезна тем участникам праздничного рынка, кто теряет в эти кризисные дни терпение и надежду на лучшее.