Очень красиво видеть, как с крутизны Кавказских гор мчатся бурлящие воды чистейшей реки Ардон. Ардон дословно на русский язык переводится «бешеная вода». Местные горцы так же назвали и поселение, первые застройки которого были начаты в 1824 году. Правда, тогда это был еще не город, а всего лишь казачий пост. Он возник, когда Военно-грузинскую дорогу перенесли на левый берег Терека. Притоком этой знаменитой реки и является Ардон. А ровно через 100 лет казачьей станицы Ардон уже при другой власти и в другой стране присвоили статус города.
Городок Ардон в отличие от бега своей тезки реки растёт неторопливо. В нём сегодня около 20 тысяч жителей, среди которых и осетины, и казаки, и десятки людей других национальностей. Воздушные шарики прописались в этом краю не так давно. О том, как это произошло, рассказывает Зоя Анкудинова. У неё много профессий. Она и фотограф, и твистер, и дизайнер, и мама двух уже взрослых дочерей. В общем, она тот человек, который не может и минуты сидеть без дела. Её рассказ о себе, воздушных шарах, об обычаях и нравах своих клиентов, красоте своего города немного ностальгичен, как, впрочем, воспоминания любого человека о своём прошлом.
В Осетию попали родители. Я родилась на Украине, в Мелитополе. Папа болел, ему не подходил местный климат. По рекомендации врачей родители приехали в Осетию. Ведь Кавказские воды и воздух всегда были целебными. У нас тут и сегодня минеральные воды даже из обычного водопровода можно набирать. Мне было всего два месяца, как родители переехали на Кавказ. Так что я уже давно считаю себя местным жителем.
Осетия — всегда считалась страной строгих нравов. Мужчины испокон веков держали свои семьи в строгости. Раньше здесь не принято было показывать публично любовь и чувства друг к другу, даже к детям. Однако это совсем не значит, что осетины — чёрствые эгоисты. Они просто закрывают свою внутреннюю жизнь от чужого взгляда. Но она богата у них и эмоциями, и страстями. Внутреннее раскрепощение людей чаще всего происходит в праздники. Вот где царит веселье и музыка! И если в праздничный день спросить, что любят осетины больше всего, ответ будет таков — праздничные гуляния и танцы. Смотреть на осетинские танцы — это всё равно, что читать интереснейшую книгу. Каждый праздник здесь отмечают с большим размахом.
Осетия — не шариковая страна. Потому оформительское искусство, поделки из шаров здесь приживались с трудом. Сейчас же среди горожан много поклонников шаров. Иные из них уже не представляют свои праздники без моих поделок: гирлянд, просто летающих шариков, разных сюрпризов, сказочных героев и персонажей мультфильмов, сделанных из шаров.
Для меня шарики — это творчество. Очень благодарна нашим замечательным мастерам, которые привили мне любовь к этому виду искусства. У нас в Осетии мало кто занимается шарами профессионально. Плетут в основном гирлянды и всё творчество на этом кончается. Мне же всегда нравилось делать что-то новое. Училась так: пробовала сначала повторить работы именитых мастеров, а потом додумывала образ, пыталась увидеть в нём недосказанное. Конечно, некоторое время спустя смотрю на фотографии первых фигурок из шаров и сразу вижу свои ошибки. Не боюсь критики, если она на пользу дела. Стараюсь посещать больше учебных семинаров. Именно на них узнаю о новых техниках работы с шарами.
Мне нравится видеть, как работают именитые мастера. Считаю, что только при личном знакомстве и встречах, можно понять насколько интересно наше ремесло. Когда всё увиденное соединяешь в единую картину, получается дивная красота, которая возможно когда-нибудь облагородит мир. Меня встречи с мастерами точно сделали лучше. Я благодарна за виртуальные уроки Вячеславу Андриенко и Сергею Логинову, моим первым учителям и отличным мастерам Ирине Лобановой и Ирине Гвозденко. Мои эмоции зашкаливало, когда я прослушала в Геленджике семинары Вадима Шушканова, Ольги Барановой и Ольги Самойловой, Катюши Зайцевой, Ирины Румянцевой, Саши Соломатина, Димы Новикова, Питера ван Енджена, Альберто Фальконе, Лили Тан.
Теперь я уж точно могу сказать, мир шаров безумен и велик, прекрасен и оригинален. Не любить его нельзя и смотреть на него издалека уже невозможно. Когда в этом году компания «Праздникмастер» бросила клич, кто хочет провести на улицах карнавального Геленджика мастер-классы для жителей и гостей города, я записалась в ряды уличных твистеров одной из первых. Упустить шанс и проверить, на что способны твоя фантазия и твои руки было просто невозможно. Часа три наша сборная команда твистеров, опытных и практикующих таких как я, работала на улице среди детворы и их не проснувшихся родителей. Незабываемые минуты. Горячие головы, уставшие руки, море эмоций, десятки снимков счастливых детских лиц. Всё это вместе осталось во мне большим допингом, как и вся фестивальная программа «Море шаров», которая, думаю, будет стимулировать мою работу весь год до очередного фестиваля.
Собственно работа с шарами не единственное моё увлечение. Своё познание искусства я начала с освоения ремесла студийного фотографа. В начале восьмидесятых годов начала работать в Североосетинском объединении фотографов, и, проработав там более 25 лет, я пришла к мысли, что творить лучше самостоятельно или в кругу близких по духу людей. Я зарегистрировала собственное дело, в которое постепенно втягивались подрастающие дети. Сейчас у нас три направления семейного бизнеса. Мой — шары и услуги по оформлению праздников, муж и одна из дочерей ведет фотодело, вторая — освоила бизнес ногтевого сервиса.
Сейчас строим магазин и центр услуг, где каждый член нашей семьи займет своё место. Наконец-то, сбывается наша мечта, будем работать вместе и постараемся наш торговый центр превратить в самое радостное и красивое место в Ардоне.