Говорят, что вспоминая прошлое, мы заглядываем в будущее и осознаем настоящее. Время — лучший судья. Потому мы решили поразмышлять и показать фотографии работ Московского фестиваля после того, как остынут страсти.
Вспоминая азартное и восторженное состояние участников фестиваля, достала из запасников прошлого учение американского психолога Эрика Берна (1910—1970), доказавшего мысль, что человеческая личность состоит из трех Я: Ребенка, Родителя и Взрослого. На протяжении всей жизни эта троица ведёт каждого человека по правильной дороге. Но бывает, что одно из трёх эго в какой-то жизненной ситуации может вырваться вперед. В этот момент состояние человека становится абсолютно иным.
На фестивалях воздушных шаров в эмоциях участников явно лидирует эго Ребенка. Оно руководит их поступками и сознанием. И ничего с этим не сделаешь. Абсолютно все участники перевозбуждены, неимоверно радуются жизни, творят, ищут креативные идеи, спонтанно выражают эмоции, играют, до изнеможения трудятся, веселятся, а в последний день ёрничают, уничтожая сделанное накануне. Мне нравится такое лидерство внутреннего ребенка. Он единственный, кто в эти дни по-настоящему радуется жизни, не позволяя ни Родителю, ни Взрослому эго править ситуацией. В метаморфозе перевоплощения обычных людей в искренних, перевозбуждённых от творчества взрослых детей и кроется очарование здешней атмосферы.
В этом году участников неповторимого зрелища было как никогда много. 31 команда! Они создали 20 больших скульптур, надули горы шаров и получили море крутых эмоций. А если учитывать, что каждый участник рассказал своими работами о собственном мире детства, то результаты конкурсов анализировать вдвойне интересно.
Номинация «Большая скульптура» порадовала разнообразием и неповторимостью сюжетов. Весело крутились карусели с искусно сделанной малышней — ежатами, лисятами и прочими добродушным зверьём. Человеческая ребятня развлекалась рядом, рассматривая всех сверху из кабинок Колеса обозрения. Было на что смотреть: волшебной красоты куклы, белый Мишка, впечатляющий Индюк. И, конечно, всех зрителей манили подарки, конфеты, пахучие радужные леденцы. Немного пугающе выглядел орк Гул’дан, неожиданно шагнувший из экрана в реальный мир. Но было ему здесь как-то очень одиноко.
В целом, мир детства казался весёлым и вполне счастливым. Хотя самих детей было в нём немного. Очень нежна и философична композиция «Ангел Хранитель» (команда «Суперпчелки»). Милой казалась фигура ребенка с душой только что пришедшего в этот мир ангела. От девочки в очках, сидевшей на скамейке, очевидно бабушкиного сада, веяло немного грустью (команда «Золотые ручки»). Запомнились яркие фигуры детей, играющих вокруг радуги (команда «ПраздникМастер»). Вообще выбрать символом счастливого детства радугу, наверное, было не так просто. Интересная ассоциация. Вспоминаю поверье: пройдёшь между дугами радуги — будешь счастливым всю жизнь. Вот это обретенное счастье и лучилось в лицах каждого ребенка этой композиции. Они были такие разные — дети у радуги. Их объединяла безмятежность и счастливая улыбка беззаботности. Верилось, что по всей своей жизни каждый из них пронесет собственный радужный лучик — голубой, красный, зеленый, жёлтый...
Когда мир так многолик и ярок, да ещё несется вскачь и вприпрыжку, в нёго хочется пробраться, чтобы получить свою долю заразительной энергетики. Может быть, именно поэтому приз редакции достался этой команде. В радужном мире, пахнущим сладкой леденцовой ванилью, просто хотелось быть.
Любопытным, художественно выигрышным, был сюжет композиции призера фестиваля команды «Группа товарищей», изобразившей девочку в мамином наряде, которая увидела себя в зеркальном отражении великой актрисой. В композиции были красиво поданы все аксессуары, которыми пользовалась героиня. И выполнены они были технически безупречно. Зеркало, мозаичный портрет Мэрилин Монро в отражении; бутафорские шляпа, шарф, бусы, огромные туфли, — всё эти детали точно и лаконично передавали яркие эмоции героини. Каждая деталь казалась главной. И зритель вполне мог представить себя на месте героини, даже примерить её броский наряд. В последний день так и получилось. Композицию быстро превратили в красивую тантамареску для модной фотосессии.
К сожалению, в других работах образы детей были незаметны и однотипны. Впрочем, у каждого мастера своё представление о мире детства. И всякое имеет право на существование.