• Теория

О чем рассказывает линия?

Может ли стать работа из шаров произведением искусства? Думаю, может, если автору удастся гармонично сбалансировать все составляющие понятия «красота». Ощущение красоты появляется от некоего качества, возникшего от соединения материала, техники, раскрытия идеи и, самое главное, от взаимной напряженности между всеми использованными элементами: точками, линиями, формами, светом и цветовыми решениями. И среди всех этих элементов линия, пожалуй, самое «богатое» и выразительное средство, помогающее раскрыть смысл красоты.

Автор:

Татьяна Мартынова, CBA, художник, дизайнер компании «Европа уно трейд», г. Москва

Посудите сами, практически все, что видит человеческий глаз, — сочетание точки и линии. Формы, поверхности, плоскости создаются именно линиями. Она течет, изгибается, движется, «вытекает» из точки или «впадает» в нее... У точки нет направления, но она имеет тяжесть, вес и при правильном использовании в композиции может стать главным центром притяжения взгляда. Линия – прежде всего заданное автором направление внимания к этому центру, но не только. Она играет важнейшую роль в создании «художественного образа» и определенного эмоционального состояния. Именно линии являются основой «внутренней архитектуры» любой композиции. Прямые, кривые или ломаные, видимые или только подразумеваемые, линии служат для передачи конкретного «сообщения» автора зрителю. Мы не задумываемся, какое колоссальное психологическое и эмоциональное воздействие оказывают направление и форма линии. Поэтому я хочу остановиться именно на этих ее свойствах.

В предыдущей статье о десяти ключах к дизайну я уже называла основные свойствах горизонтальных, вертикальных, изогнутых и наклонных линиях (покой, взлет, движение и т.д.). Но меняя совсем незначительно форму линии внутри заданного направления или наоборот слегка изменяя направление внутри выбранной формы линии, можно вызывать у зрителей совершенно разные эмоции. Рассмотрим, анализируя, все четыре «базовые» линии — вертикаль, горизонталь, наклонную и изогнутую (см. схемы).


1. Вертикаль

Вертикаль бывает нисходящая и восходящая. Направление будет зависеть от поставленной автором задачи, т.е. от выбора наиболее важного центра.

  1. Вертикаль создает ощущение гордости, торжественности, как бы приподнимая зрителя.
  2. Если сохраняя движение вверх, вертикаль как бы слегка «покачивается», стремительный взлет смягчается, создается ощущение мечтательности.
  3. Изломанная форма вертикали, жестко продвигающая внимание от одной точки к другой, создаст ощущение нервозности, напряженности.
  4. Когда вертикаль, связывающая два центра, вдруг резко меняет направление на обратное, у зрителя возникает ощущение силового напора, что может спровоцировать подсознательное чувство сопротивления, а иногда агрессии и даже полного неприятия работы.

2. Горизонталь

  1. Горизонталь — это ощущение покоя, стабильности. Но если она соединяет два одинаковых по весу (тяжести) центра, то возникает ощущение безразличия и, как следствие, рассеивание и даже потерю внимания.
  2. Горизонталь, делающая попытку подняться и снова ныряющая вниз, олицетворяет собой покорность, а иногда выдает скрытую неуверенность автора и даже определенную боязнь материала.
  3. Энергичные извивы горизонтальной линии, направляющие внимание зрителя от одного центра к следующему, действуют интригующе, намекая на нечто неожиданное. Это иногда помогает «собрать» внимание и усилить его.

3. Диагональ

  1. Наклонные (диагональные) линии, также как и вертикальные, бывают восходящими и нисходящими. Они также направляют внимание зрителя к более важному, с точки зрения автора, центру.
  2. Угол наклона диагонали 45—50 градусов создает те же ощущения, что и линия на схеме 1.2. Хотя часто прибавляется смутное чувство ожидания, что в конце линии будет какая-то «вишенка на торте».
  3. Чем больше наклон к горизонту, тем отчетливее проявляется ощущение замедления внутреннего движения. Иногда это может привести к тому, что композиция будет казаться слишком статичным и не очень интересной.
  4. Плохо, когда нисходящая диагональ в конце как бы опускается ниже условного горизонта. У зрителя может возникнуть ощущение усталости. А значит тот центр, к которому стремилась линия, останется без внимания.

4. Изогнутая линия

  1. Изогнутые линии, мягко огибающие композиционный центр, создают потребность заботы, защиты.
  2. Плавная вертикальная дуга, соединяющая 2 центра, вызывает симпатию. Внимание зрителя будет ровно скользить от одного вспомогательного центра к другому. В этом случае допустимо, чтобы центры на обеих концах линии были равными по весу и значимости.
  3. Чрезмерное количество спиральных линий вокруг композиционного центра и их сильная плотность могут вызвать неожиданные негативные эмоции, так как это создаст ощущение скованности, нехватки воздуха внутри пространства всей композиции.

Композицию можно сделать интересней, пользуясь некоторыми «маленькими хитростями»:

  • не устанавливать важный для автора центр в геометрический центр композиции;
  • не заполнять все композиционное пространство симметрично расположенными элементами;
  • крупные линии структуры не должны разделять композицию на зрительно равнозначные части;
  • композиционный центр будет более заметен, если он слегка приподнят над условной линией горизонта, а линии, ведущие к нему или окружающие его, создают нужные для максимального раскрытия идеи эмоции и ощущения.

Ну а теперь предлагаю практическое задание. Попробуйте рассмотреть несколько композиций из шаров, анализируя движение линий. В ходе этого анализа вы должны понять замысел автора и попытаться объяснить, почему для данной работы выбраны именно эти линии и точки. Ваши мысли непременно будут опубликованы на страницах журнала. Ну а главное, этот практикум поможет вам яснее выразить свою мысль в дальнейших работах, как фестивальных, так будничных.

Вертикали. Слева направо:

  • Пример предполагаемой нисходящей вертикали 1.1
  • Схема 1.2
  • Cхема 1.1 переведена в схему 1.2 дополнением плотного белого цвета
  • схема 1.4

Сочетание горизонтали 2.3 и диагонали 3.2

Пример схемы 4.2

Пример схемы 4.3. Свадьба в стиле хай-тек

Подъем композиционного центра над линией горизонта