Может ли стать работа из шаров произведением искусства? Думаю, может, если автору удастся гармонично сбалансировать все составляющие понятия «красота». Ощущение красоты появляется от некоего качества, возникшего от соединения материала, техники, раскрытия идеи и, самое главное, от взаимной напряженности между всеми использованными элементами: точками, линиями, формами, светом и цветовыми решениями. И среди всех этих элементов линия, пожалуй, самое «богатое» и выразительное средство, помогающее раскрыть смысл красоты.
Посудите сами, практически все, что видит человеческий глаз, — сочетание точки и линии. Формы, поверхности, плоскости создаются именно линиями. Она течет, изгибается, движется, «вытекает» из точки или «впадает» в нее... У точки нет направления, но она имеет тяжесть, вес и при правильном использовании в композиции может стать главным центром притяжения взгляда. Линия – прежде всего заданное автором направление внимания к этому центру, но не только. Она играет важнейшую роль в создании «художественного образа» и определенного эмоционального состояния. Именно линии являются основой «внутренней архитектуры» любой композиции. Прямые, кривые или ломаные, видимые или только подразумеваемые, линии служат для передачи конкретного «сообщения» автора зрителю. Мы не задумываемся, какое колоссальное психологическое и эмоциональное воздействие оказывают направление и форма линии. Поэтому я хочу остановиться именно на этих ее свойствах.
В предыдущей статье о десяти ключах к дизайну я уже называла основные свойствах горизонтальных, вертикальных, изогнутых и наклонных линиях (покой, взлет, движение и т.д.). Но меняя совсем незначительно форму линии внутри заданного направления или наоборот слегка изменяя направление внутри выбранной формы линии, можно вызывать у зрителей совершенно разные эмоции. Рассмотрим, анализируя, все четыре «базовые» линии — вертикаль, горизонталь, наклонную и изогнутую (см. схемы).
Вертикаль бывает нисходящая и восходящая. Направление будет зависеть от поставленной автором задачи, т.е. от выбора наиболее важного центра.
Композицию можно сделать интересней, пользуясь некоторыми «маленькими хитростями»:
Ну а теперь предлагаю практическое задание. Попробуйте рассмотреть несколько композиций из шаров, анализируя движение линий. В ходе этого анализа вы должны понять замысел автора и попытаться объяснить, почему для данной работы выбраны именно эти линии и точки. Ваши мысли непременно будут опубликованы на страницах журнала. Ну а главное, этот практикум поможет вам яснее выразить свою мысль в дальнейших работах, как фестивальных, так будничных.