Отраслевых событий в феврале было не так уж мало. И невольно они складывались в любопытную картину. Интересные выставки праздничных товаров, фейерверк классных дизайнерских работ столичных мастеров. Но при этом полное отсутствие в сетях вестей из регионов. Не оживили страницы социальных сетей даже традиционно активные февральские праздники: ни «День влюблённых», ни «День защитника Отечества». Пустоту в интернете заполняли красочные приглашения на семинары, выставки, фестивали, в школы оформительского мастерства и даже на бизнес-турне в различных странах мира, которое проводит компания Qualatex. Каждый организатор событий старался выстраивать оригинальную систему бизнес-образования, и хотелось побывать везде.
Конечно, теперь уже мало кого удивишь традиционными мастер-классами с учителем, который показывает излюбленную им технику и возможные варианты скручивания шаров с её применением. И для новичков, которые только начинают осваивать шаровой бизнес, и для продвинутого оформителя важна современность системы подачи информации. И ещё её быстрая доступность с возможно большим визуальным эффектом. При этом, конечно, важна демократичность цен за обучение. Но всё же больше посещаются те проекты, которые имеют бесплатный вход. Может быть, поэтому у видео-уроков на Youtube конкурентов просто не может быть. И отлично, что в огромной армии англоязычных преподавателей, ведущих столь интересное дистанционного обучения, появились отечественные игроки. Судя по тому, что лучшим из них (а на мой взгляд, к ним можно отнести В. Андриенко, С. Логинова, С. Лещанова) удаётся удерживать многотысячную аудиторию, этот вид образования ещё долго будет занимать лидирующие позиции.
Второй тип недорогого, но довольно популярного профессионального образования, проводится в группах, набирающих аудиторию рекламным кликом в интернете. Рекламное предложение собирает группы заинтересованных людей уже имеющих понятие о праздничном бизнесе, в том числе — о его оформительском направлении. Эта интернет-аудитория продвинутых оформителей реагирует только на раскрученное в сетях имя преподавателя, который и проводит однодневные занятия в том городе, где собирается группа близких ему по духу людей. Например, Ирина Лобанова, активно развивающая подобный вид экспресс-образования, объясняет ситуацию так:
«Мы набираем всегда группы около 40 человек. Именно с такой аудиторией удобно работать. Не нужен микрофон, слушателям всё прекрасно видно и слышно. Мы стараемся своим слушателям доказать банальную аксиому, что всё гениальное — просто. На практике показываем, что сложных техник в работе с шарами не надо бояться, а нужно понять их основу. Но, главное, упорно тренировать свои руки. В этом году такие семинары уже прошли в Самаре, в Москве. Мы стараемся не только рассказывать и показывать наши техники, но и проводим разного рода розыгрыши, лотереи, в ходе которых можно приобрести нужные аксессуары и учебные пособия безвозмездно. Например, в Самаре разыгрывали наши диски, наклейки и резаки от компании «Апельсин», большой насос для ШДМ от «ВероникаПрезент», сертификат на годовую подписку журнала «Шарм-арт». Такие акции быстро раскрепощают аудиторию, создают ту особую атмосферу, ради которой многие и приезжают на семинары».
Третий тип обучения. Аудиторию слушателей собирают региональные оптовые компании, а лектора они приглашают в зависимости от того, кто из столичных оптовиков согласится спонсировать семинар материалами. В общем-то это традиционный вид учебного процесса с элементами рекламного продвижения конкретного вида товара или бренда того или иного производителя. По сути дела подобные семинары должны быть бесплатными для слушателей, ибо проводятся за счет «рекламодателей». Но, увы, они, как и в старые времена, имеют довольно высокие цены. Из-за рекламной подоплеки интерес к ним теряется, и нужную аудиторию собрать становится всё труднее.
Конечно, профессиональное образование сегодня можно получить и за рубежом, например, в Западной Европе или в США. Здесь есть много возможностей. И прошедший недавно фестиваль в Испании, проводимый компанией ONArt, — прекрасное тому подтверждение. К сожалению, предложений для оформителей нашей страны от западных компаний поступает единицы. Эпизодическими и спонтанными в кризисные годы становятся и командные поездки на зарубежные фестивали, которые целое десятилетие давали мощный толчок развитию праздничного бизнеса.
Конечно же, нашему профессиональному образованию всегда не хватало некой фундаментальности и достойных учебных программ, которые соответствовали бы современным стандартам качества. Никто из старожилов так и не решился заняться образовательным бизнесом всерьёз. Не говоря уж о государственной аккредитации, закладывающей основы настоящего отраслевого бизнес-образования. Это, конечно, хлопотное дело. Но вряд ли у праздничного бизнеса будут ясные перспективы, если о будущем некому и некогда думать. Вот потому и живем, будто катаемся на американских горках, всегда зависимые то от кризиса, то от моды, то от настроения народных масс, которые истинный праздник чувствуют только после сытого застолья.