Где учиться? У кого учиться? Учителей сегодня так много и зарубежных, и отечественных. Одни покажут пару мастер-классов и уже считают себя академиками, другие из города в город годами возят одну и ту же технику и пару фигур — и тоже считаются асами. Третьи ловят кайф, записывая мастер-классы на видеоролики и множа их в бесплатных показах социальных сетей. В этом информационном безумии есть своя прелесть — потому что можно искать что-то своё и делать выбор. Но есть и опасность. В обильном «поедании» бесплатных мастер-классов, в клонировании понравившихся работ, вырабатывается привычка ремесленника, не любящего заглядывать в глубокий профессиональный колодец. Ведь истинный профессионал не только руками творящий человек, но он ещё должен быть мыслителем, а в дизайнерских профессиях ещё и фантазёром. Как ни странно, но оформительский рынок праздничной индустрии ежегодно обновляется на 80%! Ещё десять процентов людей, кормящихся этой профессией, стесняются её и собственного будущего в ней не видят. Разрыв между отсутствием мысли и умением быстро овладеть увиденной техникой — прежде всего, думается, — недостаток образования в отрасли. Вот почему одна из первых публикаций на эту тему именно об образовании. Рубрику сегодня ведёт Екатерина Зайцева, преподаватель «Школы праздничного декора».
Старинная пословица гласит: «Ученье — свет, а неученье — тьма». Все знают, какую пользу несут знания, особенно профессиональные. Ведь именно они помогают зарабатывать деньги и определяют успешность профессионала. Но так получилось, что профессии нашей «аэродизайнер» официально как бы нет. И ни одно учебное заведение этому не учит. В поисках каких-нибудь близких знаний мои коллеги лет 10—15 назад шли на курсы флористов, и даже ландшафтных дизайнеров. В самом выгодном положении оказывались те декораторы, кто имел художественное образование, даже на уровне детских художественных школ. И единственные наиболее близкие профессии знания давались на обучающих семинарах различных оптовых компаний, торгующих шарами. Впрочем, там одни декораторы делились своим опытом с другими, и назвать такие встречи «образованием», конечно, в полной мере нельзя. Но популярность нашей профессии со временем росла, и спрос на знания рождал предложение.
Все современные виды обучения этой профессии я бы разделила на очную и заочную формы. К очной отношу независимые школы с системой обучения, разбитой на программы разного уровня сложности, тематические демонстрационные семинары и мастер-классы, организуемые поставщиками воздушных шаров. К заочной — фото и видео-уроки на дисках, в журналах и интернете, книгах. Мне бы хотелось предложить своё видение каждой формы обучения с тем, чтобы понять, зачем они нужны и кому адресованы.
Самую большую пользу и максимально быстрый результат, считаю, приносит очное образование. И первую очередь школы. Безусловно, это самое дорогое образование, если рассматривать сумму единовременного платежа. Оно и понятно. Школа должна иметь собственный класс с полностью оборудованными рабочими местами для каждого ученика: стол, стул, компрессор, ручной насос, калибровщик, ножницы и т.д. А также комплектом расходных материалов: воздушные шары латексные и фольгированые, каркасы, ленты, лески разной толщины, гелий, хай-флоат, скотч; раздаточным материалом: учебные пособия, написанные к каждому курсу, диски со схемами сборки фигур. Нередко в стоимость обучения входят также чай/кофе, предлагаемые на переменах, и горячий обед во время перерыва. А по окончании обучения выдать соответствующий сертификат. Кроме того, класс должен быть оборудован современными техническими средствами. Здесь не только должна быть доска, специальные фоновые стены для фотосъёмок, но видеопроекторы, экраны, микрофоны и т.д.
Но самое главное, школа может состояться только тогда, когда будет иметь в наличии оригинальную программу обучения, написанную и реализуемую опытными педагогами с большим стажем, как декораторской работы, так и преподавания. Могу с гордостью сказать, что к таковым отношу «Школу Праздничного Декора», открытую мной и Дмитрием Тищенко в феврале 2009 года. На сегодняшний день в ней разработаны целых четыре курса по работе с воздушными шарами, и ещё два с тканью и декоративными материалами, рассчитанными на длительное использование. Кроме того, у нас можно заказать индивидуальное обучение, собственноручно составив программу из частей различных курсов.
Все программы рассчитаны на длительный контакт слушателей с преподавателями. К примеру, занятия по работе с воздушными шарами начального и среднего уровня занимают три полных дня (не менее 8 учебных часов ежедневно) и содержат как теоретические лекции, так и расчетные занятия, практические уроки. Таким образом, человек, пришедший в школу учиться «с нуля», за три дня научится многому. И не только надувать шары воздухом и гелием, калибровать их и собирать в гирлянды, цепочки и фигуры, как на каркасе, так и без него, но и сумеет рассчитать количество шаров в гирляндах с различными рисунками. Он сможет монтировать готовые фигуры в зале, узнает о законах гармонии, а также научится определять цену того или иного изделия, исходя из стоимости материала и труда в своем регионе. Для каждого ученика мы собираем персональный набор шаров, чтобы фигуры полностью не повторялись. Например, один ученик собирает букет на тему «День рождения», а другой создаёт свадебный букет. Алгоритм составления букетов будет одинаковым, а визуально букеты будут разные благодаря разнице в цветовой гамме, форме шаров, выбранных аксессуаров. В конце каждого урока мы специально выделяем время на фотосессию и настоятельно рекомендуем брать на занятия фотоаппараты. Таким образом, по окончании курса у каждого выпускника формируется весьма солидное портфолио, содержащее фото всех сделанных за три дня фигур. И нет нужды устраивать специальную фотосессию дома или воровать чужие фотографии из интернета. К тому же на занятиях мы никуда не спешим. Потому каждая фигура при помощи и подсказках преподавателя доводится до совершенства. По такому же принципу организованы другие курсы. Интересна программа двухдневных курсов. Они носят чисто практический характер. Здесь не читаются теоретические лекции, слушатели работают руками. Такими являются курсы по работе с ШДМ, шарами Линк-о-лун и основам пластики.
Для того, чтобы продемонстрировать высокий уровень обучения в нашей школе, мы ежегодно выступаем на Московском международном фестивале воздушных шаров. Каждый год это совершенно новая команда, за исключением капитана, то есть меня. В команду может попасть любой наш выпускник, удовлетворяющий требованиям и согласный с правилами участия в команде. За неполные 6 лет существования Школы, мы и в Московском фестивале участвовали 6 раз, команды Школы редко оставались без призов. Хотя сами по себе призы не являются целью соревнований. Считаю, что настоящий мастер должен обязательно доказывать своё мастерство, соревнуясь с другими мастерами. Ибо ни для кого не секрет, что все хотят иметь не только деньги, но и славу. Вот этот путь к славе и проходят самые честолюбивые наши выпускники, участвуя в фестивальной команде школы. И многие из них потом остаются в фестивальном движении. Например, на последнем Московском фестивале было целых три команды полностью состоящие из выпускников «Школы Праздничного Декора». И все они стали призёрами фестиваля. А самую большую гордость вызывает тот факт, что на сегодняшний день во всех звездных российских сборных, выступающих на престижных международных конкурсах, есть также наши выпускники. Сейчас мы уже не одиноки, подобные школы есть не только в Москве. Поэтому, выбирая то или иное учебное заведение, внимательно поинтересуйтесь, кто и чему будет вас учить. Низкая стоимость обучения далеко не всегда означает высокое качество данной услуги.
Очная форма обучения — демонстрационные семинары, практические мастер-классы. Как правило, организаторами этих мероприятий являются оптовые продавцы воздушных шаров. Их задача — как можно лучше прорекламировать свой товар. Поэтому семинары обычно имеют ярко выраженную сезонность по тематикам (например, осенью читается «Новый год», а весной — «Школьные праздники» и «Свадьбы») и проводятся на тех шарах, которые продаёт данный оптовик. Для проведения семинаров и мастер-классов приглашаются обычно профессионалы высокого уровня, так что в качестве уроков сомневаться не приходится. Чаще всего организуются именно демонстрационные занятия, потому что в этом случае у организатора меньше затрат и он никак не зависит от количества пришедших зрителей: надо оборудовать всего одно рабочее место для лектора. Такие занятия носят характер курсов повышения квалификации и их непременно надо посещать уже работающим декораторам. Если же пришел новичок, то он может не понять происходящего. Да и работающие декораторы не всегда потом могут повторить то, что на их глазах с лёгкостью сделал лектор. К тому же, как бы организатор семинара не ориентировал публику на определенный уровень мастерства, на занятия всегда собираются люди самой разной квалификации. И часто получается так, что одним неинтересно, потому что они это уже умеют, а другим непонятно и слишком сложно. Зато такие занятия стоят недорого. И зал может вместить практически всех желающих.
Другое дело — практический мастер-класс. Организаторы выездных семинаров проводят их редко, потому что это более затратное мероприятие и требует куда более тщательной подготовки. Ведь для таких занятий надо, как в школе, полностью оборудовать рабочее место для каждого ученика. Поэтому группы собираются небольшие, а занятия стоят дороже. Зато, посетив такой урок, вы гарантированно научитесь делать все то, что показывает лектор. Поскольку семинары и мастер-классы сейчас проводятся во многих городах страны, да и число преподавателей в последние годы значительно увеличилось, организаторы стали предъявлять к их подготовке высокие требования. Например, я, готовясь к выездным семинарам, полностью рисую эскизы и схемы сборки фигур и высылаю их организаторам на согласование. Иногда требуется и словесное описание программы. Согласовывается также список всех материалов и оборудования, при наличии в зале проектора готовится презентация. Каждая такая программа оригинальна, поскольку каждый заказчик ставит свои задачи, ориентируясь на свой товар, уровень декораторов в регионе и их спрос на те или иные знания. Но эти занятия целиком ориентированы на технику работы с шарами.
Я много езжу по стране с семинарами, и каждый раз мне задают вопрос: «А сколько стоит эта фигура?» И его задают действующие декораторы, для которых аэродизайн не хобби, а источник заработка. Оказывается, люди, овладев сложнейшими технологиями, толком не умеют подсчитать стоимость своих изделий. Тогда как выпускники школы начального уровня уже после трёх дней обучения знают ответ на этот вопрос.
Ну и, наконец, заочное обучение. Если человек хочет таким образом научиться профессии «с нуля», то его ждет длинный путь проб и ошибок. В наше время, когда есть много способов учиться очно, этот путь выбирают ленивые и жадные. Ведь диск или книга стоят совсем дешево, а в интернете и вовсе полно бесплатных уроков. Но ведь ни диск, ни книга не укажут вам на ошибки и не ответят на вопросы, как сделает живой педагог. К тому же эти учебные материалы не всегда выполнены в высоком качестве. Например, я мало видела дисков отечественного производства, где запись проводилась в студии с хорошим звуком и светом, и с камерами, снимающими с разных ракурсов. И что греха таить, там подчас содержится непроверенная и даже заведомо ложная информация. На практических занятиях в истинности слов педагога можно немедленно убедиться на практике. Если же вы обучаетесь по книге и у вас упорно что-то не получается, вы скорее решите, что виноваты в этом вы, чем усомнитесь в верности написанного. Тем более, что книгу эту вы могли купить в уважаемой оптовой компании, торгующей шарами. Увы, к качеству книг и дисков оптовики не предъявляют тех высоких требований, соблюдение которых обязательно для очных занятий. Надо ли говорить, что именно «заочных» педагогов самое большое количество. Подчас, таким образом, преподают люди, неизвестные профессиональному сообществу даже как декораторы. Но, слава богу, полезных дисков и книг все-таки больше, чем вредных, способных отбить охоту заниматься аэродизайном. Поэтому такая форма обучения, безусловно, имеет право на существование. Но, на мой взгляд, только в качестве инструмента для повышения квалификации.
Таким образом, если говорить о хорошем образовании «с нуля», то я бы рекомендовала пойти следующим путём: пройти начальный очный курс в любой известной школе — это база, основа знаний. Затем продолжить обучение как на демонстрационных семинарах, так и при помощи книг и дисков, интернет-уроков, фото-уроков журнала «Шарм-арт». Такой путь принесет большую пользу, чем тренинги в одиночку с компьютером.