Не так давно физики выдвинули новую гипотезу о времени. Её сторонники утверждают, что категории времени в реальной природе не существует, и никогда не существовало! Человек просто изобрел для своего удобства множество способов измерения ритма процессов, происходящих в его личной жизни и в окружающем пространстве. Сначала он измерял повторяющиеся процессы в восходах и заходах солнца. Потом древние египтяне поделили ночь на двенадцать промежутков, а сутки на 24 часа. Человек продолжал совершенствовать свои удобства, потому изобрел часы, сначала солнечные, а потом электронные, атомные.
На самом же деле, говорят физики, в природе существуют только процессы. Они могут быть просто периодическими или непериодическими. И в нашем понятии времени лежит лишь мера измерения расстояния между двумя или несколькими такими процессами.
Метафорически пространственные реальности можно изобразить в виде высотного здания, где каждый из нас живет на определенном этаже и знает, что происходит на первых, но, по лени своей, о существовании последних не задумывается.
И если с этой неожиданной точки зрения посмотреть на главное событие сентября — очередной Московский фестиваль, тема которого требовала нарисовать шарами картинки про время, то стало понятно, почему этого не произошло. Потому что нарисовать то, что не существует, никому не дано. А те реальности, которые были всё же показаны в композициях и скульптурах из шаров, — лишь слепки наших крохотных знаний о событиях на первых этажах жизни человечества, в которых, конечно, более всего заметны великаны типа мамонтов и динозавров. Но вторая мысль, пришедшая по этой ассоциации, обрадовала. Любой процесс есть изменение, переход в нечто новое. Так что встреча на фестивале явно изменила каждого присутствующего. От вливания друг в друга общей энергетики все стали намного сильнее и лучше. В этом, думается, и есть суть фестивальных встреч.