Калина Тонева рисует акварелью. Она рисует романтичные улочки Софии, на полотнах её много трепещущих от мягких порывов ветра трав и цветов. Пытается она уловить и движение духа в портретах людей, а особенно ей удаётся передать игру настроения в детских лицах. Калина пишет всё, что дышит, живёт и двигается. Из всех видов движения её больше всего привлекает летящее, скользящее изящно вверх, готовое вот-вот вырваться за пределы нормы. Кто-то безымянный в интернете под картиной с трепетно романтичными головками склоненных от ветра маков написал:
...Сажусь за мольберт, цвет слезой разбавляю,
Прошу акварель, чтоб цветы задышали,
Нырну в ароматы и в них полетаю...
Именно состоянием полёта притягательны все акварели Калины. Специалисты говорят, что «диапазон мазков краски на её картинах потрясающе широк — от однотонной заливки плоскостей до ювелирной мозаики, которой лепится форма, фактура лепестка, поверхность воды. Благодаря тому, что плоскости, мазки чуть неплотно подгоняются друг к другу, следуя форме и оставляя ощущение живого трепета света и воздуха между предметами, в работах художницы появляется мерцание. Вибрацию цвета художник утрирует, заставляя цвет напряженно пульсировать».
Естественно, с таким ощущением пульсации движения Калина вряд ли могла пройти мимо воздушных шаров. И потому в своих картинах она стала экспериментировать с их полётами. Она «запускает» в небо голубые и белые шары, пытаясь растворить их в голубизне поднебесья, заставляет летать их на фоне глухих стен и воздушных окон, пронзает их полёт острыми углами крыш, замедляет движение ветками деревьев и пугает шелестом листьев. Пробивает их потоками света и сгустками теней. Мне кажется, она не только пытается заставить зрителя видеть такую разную траекторию полёта каждого шарика, но и задалась желанием услышать музыку движения. А чтобы услышали её мы, художница переходит от картины к фильму. И в своих небольших видеороликах, используя разный музыкальный фон, доказывает, что шары, летая, поют. Полёты шаров в звуках мелодий симфонических оркестров и в переборах гитарных струн ощущаются всякий раз по-иному, как и разным становится восприятие одной и той же картины.
Калина Тонева искренне наделяет воздушный шарик значимой миссией. И потому во всех видах своего творчества даёт ему огромную силу, делая символом многоликого радостного мира, зовущего петь, творить и трепетать от полёта, невзирая на помехи окружающего мира.
Впервые акварель появилась в Китае в XII веке, хотя еще в Древнем Египте пользовались непрозрачными акварельными красками с добавлением белил. В Египте, как и позднее на Руси, непрозрачную акварель использовали для раскраски церковных книг или рукописей, в которых выделялись акварелью заглавные буквы и орнаменты. Общим у древнеегипетских, средневековых и более поздних красок является то, что растворителем для них является вода — aqua. Отсюда и название акварель. Основными особенностями чистой акварели является прозрачность и чистота цвета. Живопись акварелью, как правило, нежная, хрупкая и воздушная. Но до середины XIII века она имела чисто прикладной характер, в основном ею пользовались для раскраски чертежей, гравюр, фресок. Хотя такой шедевр, как «Заяц» Альбрехта Дюрера, считающийся хрестоматийной работой, был написан еще в 1502 году. Акварелью позднее баловались такие общепризнанные мастера кисти, как Ван Дейк, Джованни Кастильоне и Клод Лорен.
Первым крупным русским мастером в этом виде искусства стал П.Ф. Соколов (1791—1848), который считается родоначальником жанра русского акварельного портрета. Академик Императорской академии художеств, он оставил потомкам срез эпохи, так как запечатлел в своих пейзажах, портретах, бытовых сценках современную ему Россию. Карл Брюллов и А.А. Иванов отдали дань акварели. В XVIII—XIX веках она становится очень популярной, особенно выполненные ею миниатюры. Но замечательны и крупные произведения, созданные водяными красками. Особенно хороши картины Ильи Репина, Михаила Врубеля, Валентина Серова, художников «Мира искусства». Общество русских акварелистов создается в 1887 г. А с недавних пор 27 ноября празднуется Международный день акварелистов.