Не за горами «День Святого Валентина», и эти заметки вместе с работами фестиваля 2014 г., посвящённого главному чувству человечества, захотелось вспомнить. Это будет сегодня уместно.
Одну из самых пронзительных историй о любви я прочитала в романе польского писателя Януша Вишневского «Одиночество в сети». Было это много лет назад, тогда, когда интернет ещё не съедал так аппетитно нашу жизнь. И заголовок моего эссе — цитата из того романа. Именно эти слова крутились в голове, когда в 2014-ом я стояла возле фестивальной скульптуры «Виртуальная любовь», выполненной командой «Шуршунчики». Через годы снова всматриваюсь в фотографии той работы, обнимаю глазами скорчившиеся фигурки мальчика и девочки, стучавшие пальчиками по клавишам ноутбука. И думаю, что, быть может, её герои писали:
ОН: Да, словами можно прикасаться. И ещё нежнее, чем руками.
ОНА: Спасибо тебе за то, что ты есть. И за то, что я могу быть.
И уже потом вновь пробегаю по строчкам романа: «Мир ICQ, чата и Интернета только кажется тихим. Ведь звуки тоже лишь вопрос воображения. Звуки и голоса можно переживать, не слыша их...»
Голубиную нашу любовь к кнопочкам, нажав на которые можно покинуть реальный мир и оказаться «В контакте», Facebook и прочих сетях, без которых жизни уже нет, заложила тогда команда «Шуршунчики» и в конкурсе «Малая скульптура». Подано это было с хорошим юмором, да и технически сделано отлично. Позвольте опять пофилософствовать по-Вишневскому:
«Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни…»
Искусство из шаров тоже иллюзорно. И любой фестиваль, в какой стране он бы не проходил, — всего лишь иллюзия, живущая благодаря нашему желанию сделать эфемерный резиновый материал устойчивой краской. Но картины, нарисованные красками, живут не одно столетие! А шарик?
Думаю, потому так упорно во всём мире мастера обвязывают шарами железо, картон, пенопласт, пытаясь хоть как-то иллюзию сделать долгодневной явью. На самом деле, ваяние шарами — всегда в первую очередь утверждение своего «я» и значимости дела, которому многие отдают жизнь. Как тут не вспомнить трагическую судьбу первого создателя резины американского изобретателя Чарльза Гудьира, превратившего свою жизнь в сплошную боль, но сумевшего всё-таки получить из ненужного каучука полезный для человечества материал. Той же маниакальной идеей бывают порой охвачены и наши шаровых дел мастера, стремящиеся показать чудеса новых техник, немыслимые формы шаров, которые и шарами-то подчас назвать уже нельзя.
А как назвать? Ведь слова куб или зигзаг абсолютно никаких эмоций не вызывают. Они не несут тот шарм иллюзии, вымысла, романтического бреда, который уводит человека от земли к небесам при слове «шар». Не потому ли едва родившийся ребенок — и тот улыбается прыгающему перед глазами шарику.
Снова и снова перелистываю фотографии работ любимой команды. Взгляд спотыкается об изображение чашки с кофе и взлетающие от счастья пиршества губы. Подумала, что девчонки, шуршащие шарами, имеют хороший слух. Ведь опять сумели уловить бредовое бормотание обожженных губ: «Спасибо тебе за то, что ты есть...»
Пальцы перебирали клавиши ноутбука, панель в ответ выталкивала хоровод фотографий. Закружились в танце черный и белый лебеди. Вернее, один, нет — два или... Каждое движение черно-белого лебедя снова завораживало. Уплывала ввысь музыка Чайковского, убегала, кружась в танце, изящная балерина в иллюзорной балетной пачке из шаров... Впрочем, об этом было сказано много в интернете.
Мне остаётся повторить этим нежнейшим людям, в работы которых не влюбиться невозможно: «Спасибо вам, за то вы что есть. За немыслимую любовь к иллюзии, к искусству воздушного бреда, за волну тепла, которая охватывает внезапно, когда видишь плоды вашего творчества — спасибо»!