В любом виде искусства важнейшая роль отводится композиции произведения, которая предполагает расположение всех составляющих её элементов по определенным дизайнерским законам. В нашем случае этим законам должны подчиняться шары и прочий дополнительный декор, которые вкупе позволяют передавать идею автора и доносят ее до зрителя. Или заказчика конкретной композиции, если речь идет о букете для доставки.
Грамотно выполненная композиция воспринимается как гармоничная, поскольку практически у всех людей присутствует интуитивное представление о красоте и гармоничности. Но профессиональный художник знает, что построение любой композиции базируется на четких основах и принципах. Более 20 лет я наблюдаю за творчеством участников Московского фестиваля. И в очень редких случаях видела работы, которые отвечали бы всем правилам построения композиции. В связи с этим возникла идея перед очередным Московским фестивалем еще раз вернуться к принципам дизайна. Ведь только соблюдение дизайнерских законов делает композицию привлекательной для большинства людей, в том числе и судейской коллегии. В результате одинакового понимания законов дизайна наверняка будет меньше обид. И, думаю, меньше кулуарных разговоров о некомпетентности или «вредности» судей. Давайте начнем сегодня с определения понятия композиционного центра, который можно назвать «точкой сборки» всего задуманного и воплощенного автором.
Попробуйте нарисовать схему предполагаемой композиции на плоскости и найдите в ней геометрический центр. Получится примерно такой чертёж как на рис. 1.
Любой элемент композиции, расположенный в центральной точке, может считаться композиционным центром. Тогда все остальные элементы станут его «помощниками», усиливающими значимость центра и фокусирующие на нем внимание. Конечно, чаще всего композиционный и геометрический центры не совпадают, что неизбежно приводит к ощущению потери равновесия всей композиции. Тогда «главный» композиционный центр можно усилить контрастом цвета, размером деталей или формой элементов. Схематично это изображено на рисунках 2—5. Конечно, возможно введение каких-либо дополнительных сюжетнокомпозиционных центров.
Посмотрим с точки зрения композиционного решения и соответствия принципам дизайна на конкурсные работы минувшего фестиваля. Самой «показательной» с точки зрения нарушения всех принципов дизайна и регламента фестиваля, на мой взгляд, стала номинация «Букет для доставки». Прежде всего, «зацепил» перечень критериев составителей регламента с их расшифровкой для членов жюри. Таких критериев было довольно много. Возможно, именно это обилие и стало причиной разброса оценок судей. Считаю, для оценки работы в этой номинации достаточно трёх критериев: творчество, удобство доставки и техника исполнения. Последний из них, кстати, обеспечивает максимальное соответствие первым двум.
Говоря откровенно, ни одна из представленных работ прошлогоднего фестиваля не соответствовала правилам построения композиции с учетом основ и принципов дизайна. Например, работы команд, выступающих под номерами 1 и 16, можно смело переместить в номинацию «Настольная скульптура». Работы команд 5 и 14 скорее могут участвовать в отменённой номинации «Буфетная аранжировка». Вообще создалось впечатление, что участники или забыли в пылу творчества про критерии или вообще не знакомы с регламентом, где эти критерии перечислены. С точки же зрения самого удачного выбора композиционного центра можно назвать именно призовые работы команд, выступающих под номерами 18, 10, 11. Композиционное решение этих работ отличалось сбалансированностью центров, соблюдением таких принципов дизайна как пропорции, баланс, взаимосвязь всех элементов. Вот почему при оценке их возникало ощущение целостности, красоты, гармонии. Попробуйте теперь свежим взглядом окинуть каждую из своих работ. Возможно, вам захочется что-то исправить в них. И это будет правильно.
В следующих публикациях мы поговорим об элементах дизайна, заложенных в фестивальном критерии «творчество».
Присоединяйтесь к нашему разговору. Задавайте вопросы. Высказывайте своё мнение.