• Искусство продавать

Лучший способ помочь себе — это помогать другим

Первый квартал не принес утешительных результатов в торговле праздником. Она продолжает работать в непростых условиях. Многие предприниматели закрывают розничные магазины. А те, кто пытается выжить, меняют тактику, корректируют бизнес-процессы. О тенденциях розничной торговли праздничными товарами в России и о своих прогнозах на 2016-ый рассказывает в интервью с редакцией Ирина Иванова, владелец оптово-розничной компании праздничных товаров «Ивирина» в Башкортостане.

Рассказывает:

Ирина Иванова,
компания «Ивирина», г. Уфа

— Ирина, есть ли изменения в работе ваших магазинов в этом году?

— Каких-либо крутых изменений нет, как нет и заметных негативных процессов. Хотя спад в торговле, особенно в продажах воздушных шаров, конечно, произошёл. Выручает то, что пока остаются востребованными товары раздела «Упаковка», которые и дают нам стабильные цифры продаж. В результате доходы наши особо не растут, но и резкого падения общих продаж также нет. Хотя для меня такая стагнация — сигнал к тому, что в работе организации надо немедленно что-то менять.

— Менять что? Саму систему продаж, клиентов или искать другие виды товаров?

— Думаю, в ближайшее время изменения должны произойти во всем. Современной тенденцией развития торговли является, с одной стороны, универсализация магазинов, а с другой, особенно в непродовольственной сфере, увеличение специализированных и узкоспециализированных магазинов. Исходя из этого, магазины праздничных товаров, на мой взгляд, должны быть универсальными и иметь на прилавках весь ассортимент праздничных товаров от шаров и упаковки до разнообразных коллекций карнавальных костюмов, аксессуаров, сувениров, подарков, наборов для украшения стола и даже готовых разработок самого праздника. Вот по этому пути мы, пожалуй, и будем идти. В ближайшее время планируем расширить оптовый склад до 600 м2 и ввести новый ассортимент.

А так как развитие и обновление торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения, сближения с покупателем, то у нас расширение площадей произойдёт за счёт переезда в цокольный этаж раскрученного торгового центра, который находится в многолюдном районе. Думаю, такой переезд поможет нам сделать рывок вперед и вырваться из объятий кризиса.

— Да, работы у вас прибавится. Очевидно, будут изменения в штатном расписании, а это увеличение фонда зарплаты и налоговых отчислений. Не страшно?

— Время лёгких денег прошло. Их приходится зарабатывать. Я всегда считала, что главный залог успеха — честная игра. Надо платить налоги — их следует платить. Выдача зарплаты коллективу — первостепенная обязанность предпринимателя, и нарушать её не стоит. Если ведёшь честную игру по отношению к своим обязанностям, то тогда будешь успешен. Стоит обмануть себя или государство, или коллег, то непременно получишь ответный удар в виде разорительной проверки или краха компании. Так что я никогда не нарушаю правил, по которым приходится играть в жизни.

— Ваши взгляды разделяют в коллективе?

— Я подбираю такой коллектив, который разделяет мои взгляды. Если кто-то не согласен с ними, то уходит.

— Спад в торговле праздником происходит из-за резких скачков цен. Как вы регулируете цены? Удаётся их сдерживать?

— Наша компания никогда не ориентировалась на клиентов, стремящихся покупать товар в низком ценовом сегменте. Ценовая политика у нас ориентирована на тех, кому необходим красивый и качественный товар, который стоит недёшево. Или хотя имеет цены чуть выше средней планки. Например, поэтому среди многих производителей шаров мы делаем ставку на продукцию компании Qualatex. У нас хороший ассортимент отечественных производителей красивых игрушек, оригинальных сувениров, упаковки. Мы единственные в Уфе продаём большие красивые коробки и корзины. Да, они дорого стоят, но, взглянув на этот товар, покупать дешевый аналог из Китая никому из наших клиентов не придёт в голову.

Думаю, дело сегодня не столько в том, сколько стоит тот или иной товар, а в том, чтобы создать в регионе потребительский спрос на то, что у тебя есть. Для этих целей мы ещё в прошлом году сформировали отдел маркетинга. Менеджеры по продажам ищут покупателей, ориентированных на нашу продукцию с нашими ценами, как для оптового отдела, так и розничного. Им, например, удалось изменить сознание многих владельцев цветочного бизнеса. Раньше они приходили к нам лишь за упаковкой для цветов, сегодня многие закупают шары, готовые фигуры из них, начинают посещать мастер-классы, приобретают оборудование и различные аксессуары для праздника. В результате у нас расширился круг постоянных клиентов, которым выгодно работать с нами. Они — наша опора. Так что на собственном опыте убедилась в мудрости тезиса: «Лучший способ помочь себе — это помогать другим».

— Как вы думаете, можно сегодня прогнозировать будущее праздничной отрасли хотя бы на год вперед?

— Наверное, это будут очень индивидуальные прогнозы. Я лично оптимист. Будущее может быть светлым, если в него верить и не сидеть, сложа руки.

— Спасибо, Ирина. Вот на этой очень оптимистичной ноте мы закончим нашу беседу. Удачи вам в бизнесе!