В Санкт-Петербурге в октябре состоялась конференция «Гелий 2017», организованная компанией CREON Energy. В ней приняли участие «Газпром газэнергосеть», «Газпром добыча Оренбург», «НИИ КМ», «Техгаз», «Европа Уно Трейд», и ряд иностранных компаний.
Приветствуя участников конференции, генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов сообщил: «Конфигурация мирового рынка гелия сегодня изменилась. Производство росло несколько лет подряд, и это дало результат: дефицита гелия сегодня больше нет. Минусом стало снижение потребления. Мы ожидаем, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы и в мире, и в России. Производство в России превышает спрос, объемы экспорта стабильны. Однако потребление со стороны стратегических отраслей – медицины, науки, оборонки – почти не растет. А значит, как ни крути, драйвер развития гелиевого рынка – это индустрия развлечений, шарики».
На сегодня структура потребления гелия в цифрах выглядит таким образом:
Значат ли эти цифры то, что к индустрии шаров и к праздничной отрасли в целом, раз они двигают развитие производства гелия, структуры Газпрома будут относиться с большим вниманием? Если говорить о ценах на гелий марки Б, который нужен для шаров, то такое внимание, очевидно, имеется. Потому что с 2015 года на этот вид газа идет постоянный рост цен.
Григорий Рыбаков, директор компании «Европа уно трейд», принимавший участие в конференции, сомневается в изменении сложившегося отношения к праздничному рынку. Он говорит:
— Мое ощущение от этой конференции, что в каждом втором докладе в нехватке и разбазаривании ценного стратегического гелия обвиняли «индустрию развлечения». То есть нас, – тех, кто работает с шарами. Мы, мол, безвозвратно расходуем ценный и редкий газ, не оставляя шансов будущим поколениям на покорение космоса, и лишаем их доступа к высоким технологиям.
Однако, генералы гелия не задумываются, что «индустрия развлечений» это десятки тысяч рабочих мест в стране, миллионы рублей налоговых поступлений. Шарики платят одну из самых высоких цен в стране за гелий, поддерживая на плаву его производство, обеспечивая регулярность поставок и наличие этого газа в регионах.
Сколько косвенных расходов и доходов генерируются вокруг доставки и распределения гелия для шариков сосчитать трудно. Транспорт, производство и обслуживание баллонов, хранение и прочее. Но, к большому сожалению, над этими плюсами нашей экономики мало кто задумывается.
Много или мало в России потребляется гелия? Всё познаётся в сравнении. Мировым лидером по добыче и потреблению гелия являются США. В 2016 году производство гелия в США составило 63 млн. м3, его внутреннее потребление стране — 7 млн. м3. В России за этот же период производство гелия составило – 5,1 млн. м3. Экспорт — 1,68 млн. м3. Потребление в прошлом году упало на 4,6% до 3,5 млн. м3.
При этом снабжение газом стратегически важных отраслей осталось на прежнем уровне, а вот индустрия развлечений стала его потреблять больше. Выходит, что именно она виновница падающего экспорта стратегического сырья. Потому главные игроки гелиевого рынка пришли к выводу: внутренние задачи рынка полностью решены. Пора сосредоточиться на проекте будущих лет, который однозначно станет ориентированным на экспорт. Будет ли при этом лучше индустрии воздушных шаров неизвестно. Ждём. Время покажет.