Размышления гостя из Швейцарии, впервые побывавшего в России, интересны наблюдениями о нашей стране, оценкой квалификации отечественных мастеров, да и самого мега декораторского направления в индустрии шаров, порождающего столько восторгов и противоположных толков. Думается, эти размышления могут стать полезными для наших декораторов и всех тех, кто связал свою профессиональную деятельность с шарами. Итак, Дидье — архитектор краснодарского октябрьского проекта Jam-марафон 2016.
— Дидье, в России вас знают как мастера больших проектов, сделанных из воздушных шаров. Расскажите, пожалуйста, о том, где и как вы делали гигантские композиции из шаров. Какие возникают при этом проблемы?
— Я люблю большие, безумные проекты. И чувствую, сегодня наступило то самое время, которое требует грандиозных масштабов даже в проектах из шаров. Самым большим считаю лабиринт из шаров, сделанный мной в прошлом году в Бельгии. Чуть раньше я делал ему подобный, но чуть меньше, в Бразилии. Такие проекты требуют огромных площадок, и они есть в гигантских торговых центрах, которые сегодня в мировом градостроительстве становятся важным местом общения людей. Ведь раньше как было? Главные встречи людей происходили на улицах. Были местечки, где сидели на лавочках бабушки, здесь же играли дети. Сейчас на этих улицах построены торговые центры. Весь народ вынужден гулять по торговым залам. Так что именно торгово-развлекательные центры становятся главными информационными площадками города. Именно здесь важно делать самые невероятные проекты. Потому что только здесь их увидит большое количество людей. Самим торговым центрам также выгодно размещать на своих площадках наши гигантские композиции. Шары — прекрасный рекламный материал, яркий, привлекающий в торговый дом новых посетителей, а значит, способствующий увеличиваю объёма его продаж. У нас в Швейцарии много торговых центров, которые уже готовы оплачивать масштабные и привлекательные для посетителей рекламные и развлекательные проекты.
— Вы хотите сказать, что все ваши проекты являются успешными с коммерческой точки зрения? Они продаваемы?
— Швейцария — богатая страна. У нас много банкиров, которые могут покупать большие композиции из шаров. И покупают. Но не могу сказать, что нам удаётся так делать всегда. Банкиры — народ довольно сухой. Они любят считать, а не радоваться шарикам. Поэтому приходится много уговаривать или искать спонсоров, которым выгодна яркая реклама в торговых центрах.
— И всё же почему вы выбрали такое необычное, самое затратное направление в индустрии шаров? Почему вам нравится делать именно громадные композиции, в которых используются сотни тысяч шаров?
— Ну, смотрите, сделал я, например, маленькую фигурку. Отдал её клиенту. Тот говорит: «Ой, какая миленькая, какая прелесть!». И все эмоции. Но вот я сделал огромный сказочный Замок. Раньше люди строили замки 200 лет. А мы в Краснодаре сделали его за 4 дня! Многие посетители торгового центра восторженно кричали «Вау!». Этого я и добивался.
Малое — прекрасно, большое ещё и интересно. Ведь любая запредельная цель — это преодоление самого себя, развитие своих возможностей и вместе с тем разрушение людских стереотипов. Люблю сумасшедшие проекты за то, что они взрывают мозг, а значит, меняют меня самого и окружающих, заставляя двигаться по жизни быстрее, и часто абсолютно в противоположную сторону.
— О каком проекте вы мечтаете?
— Сделать из шаров гигантские композиции в духе современного абстрактного искусства. Мышление людей слишком привязано к реалистическим вещам и объектам. Ну что просят сделать обыватели? Лабиринт, джунгли, сладкое королевство, волшебный сад, морских обитателей. Всё это сотни лет копируется из жизненных реалий и выполняется разными материалами, в том числе и шарами. А вот о сути абстрактных вещей люди думают редко. Им вообще сегодня некогда думать. А в моей голове иногда оживают фантастические вещи. Я бы собрал своих друзей и сделал такие гигантские конструкции в стиле contemporary art, чтобы люди стояли около них часами и размышляли о жизни. Ещё хорошо бы сделать в Женеве настоящую большую «Красную площадь», чтобы швейцарцы гуляли по ней и думали о России. Но на такие большие и необычные проекты трудно найти заказчика. Например, мне понадобилось целых пять лет, чтобы уговорить компанию Qualatex и моего друга Лео Верлиндена (Leo Verlinden), организаторов бельгийского проекта Millennium Jam, чтобы они согласились на строительство самого большого Лабиринта из воздушных шаров в рамках фестиваля. Организаторы долго не могли понять, какую выгоду будут иметь от этого проекта. За эти пять лет уговоров я сделал несколько подобных композиций в разных странах, постоянно показывал им фотографии. И только после этого они одобрили проект, который в итоге произвёл на всех участников форума огромное впечатление. Понимаете, пять лет уговаривал, три дня моя команда выполняла этот проект. Так что наша главная проблема не столько финансовая, материальная, сколько духовная, более тонкая. Нам надо менять консервативное сознание людей в целом.
Но чтобы уметь влиять на людей, важно обладать навыками продавца. Мы не умеем продавать свои идеи, своё творчество. Бывает, что чувствуешь себя настолько неуютно, предлагая состоятельным клиентам нестандартные идеи, что кажешься себе навязчивой дамой на панели. Но, не достучавшись до сознания заказчика, невозможно реализовать никакую, даже самую лучшую идею. А это ещё хуже. Я думаю, во время таких сложных сделок творческие люди продают порой своё сердце. Но не всякий покупатель готов осуществить такую эксклюзивную и дорогую покупку.
— Судя по всему, вы любите в декоре пастельные ненавязчивые тона?
— Мне очень нравятся желтый, коралловый и рубиновый цвета. Ещё люблю нежно-синий. Это позитивные и гостеприимные цвета. В них отсутствует сильная и уверенная в себе доминанта основного цвета. Они не мешают думать. Потому я часто использую шары этой цветовой гаммы в композициях.
— За что вы так любите шарики?
— Я считаю, что воздушные шары — это ключ к сердцам людей. Своим ярким цветом, воздушной лёгкостью, эфемерностью и даже недолговечностью они создают особый эмоциональный мир, который разумом не понять. Только сердцем можно почувствовать. Причем шары вызывают сильные чувства здесь и сейчас. Попробуйте переместить шар из определённой композиции в другое место. Он потеряется, и сила его пропадёт.
Я бесконечно рад, что во всём мире, в каждой стране нахожу людей, которые умеют чувствовать и разделяют мои взгляды. В вашей стране оказалось так много единомышленников! Я плохо знал и даже не понимал Россию. Теперь открываю её для себя. Мне и моей жене Силке было очень комфортно работать с русскими мастерами. У них высокий уровень профессионализма. Люди, с которыми мы работали, нас удивили больше всего. Ещё нас поразило ваше гостеприимство. Уже в аэропорту нас встретили с музыкой, хлебом с солью. Это большая честь, мы были взволнованы.
— В какой стране вы мечтаете побывать?
— В Японии, в Токио. Мне сам город представляется какой-то прозрачной воздушной сферой. Наверное, это очень красиво. И то, что делают японские коллеги из воздушных шаров, тоже изящно.
— Что бы вы пожелали нашим декораторам?
— Я думаю, что в вашей стране, где так много хороших мастеров и окружающие их люди умеют тонко чувствовать, шары и большие воздушные проекты обязательно станут востребованными. Мне показалось, что россияне умеют ценить духовную составляющую человеческой жизни. И потому вам понятен язык красоты, даже такой эфемерной, какая заложена в скульптурных сооружениях из воздушных шаров. В мире мало кто занимается глобальным воздушным строительством. Например, из Франции я могу назвать только имя Жозе Лутмана (José Luthman). Он тоже делает большие композиции. Мне будет приятно, что мастера вашей страны заинтересуются этим направлением. Всем желаю успеха. И буду рад поработать с вами на любой площадке Земного шара.