В середине апреля мне посчастливилось участвовать в уникальном проекте: сооружении огромной фигуры из воздушных шаров по мотивам английской сказки «Джек и бобовое дерево» в торговом центре «Красная площадь» города Новороссийск. Организацию проекта взяла на себя компания «Праздникмастер». Это был настоящий большой коммерческий проект. Такое теперь редко бывает. В докризисные времена нам заказывали большие декорации из воздушных шаров, но сейчас люди не хотят тратить на это деньги.
Уникальность именно этого проекта состояла в том, что это был именно арт-проект, то есть большой объект из воздушных шаров как событие. Не праздник, украшенный воздушными шарами, а воздушные шары как причина праздника. Причём не фестиваль, а именно коммерческий заказ для привлечения публики в торговый центр.
Безусловно, этот проект — результат просветительской работы компании «Праздникмастер», её октябрьских Jam-марафонов в Краснодаре. Можно сколько угодно рассказывать клиентам о силе визуального эффекта, производимого фигурами из воздушных шаров, но лучше один раз увидеть, чем сто услышать. Руководство торгового центра «Красная площадь» увидело и убедилось, что это здорово.
К большому сожалению, времена, когда заказы делались заранее, давно канули в Лету. Сейчас стало модно принимать и выполнять решения мгновенно. И наш проект не стал исключением. С момента подписания договора до начала работ на площадке прошло всего около трёх недель. Для такого проекта это очень короткий срок. События разворачивались стремительно: в конце марта я узнала о возможности этого проекта, 5 апреля получила техническое задание, до 11 апреля собрала команду, и мы сделали все расчёты. А 17 апреля уже приступили к работе в Новороссийске.
Техническое задание содержало эскиз, подробное описание каждой фигуры и сроки строительства. Команда на проект сформировалась из пяти приглашенных мастеров и десяти сотрудников компании «Праздникмастер». Часть сотрудников никогда раньше не работали с воздушными шарами. Им пришлось учиться уже в процессе работы. Ребята прекрасно справились с этой непростой задачей.
При работе над проектом выбирались такие технологии, которые могли сделать композицию надёжной, простой в изготовлении, а также быстро создавали большой объём и обеспечивали жёсткость конструкции. Фигура должна была простоять в торговом центре не менее двух недель, а лучше месяц. Задача жёсткости решалась именно за счет шаровых технологий, поскольку центр тяжести конструкции был вверху и серьёзные каркасы мы там использовать не могли. Иначе конструкция получилась бы очень тяжёлой. Её трудно закрепить под потолком, появился риск обрыва тросов. А ведь внизу целый день ходят посетители торгового центра. Выбор шаров ограничивался бюджетом. Шары пришлось везти из Краснодара, Екатеринбурга и Москвы.
На все работы отводилось 5 ночей по 10 часов. У нашего объекта была одна важная особенность: мы строили фигуру сверху вниз. То, что было под потолком, делали в первую очередь и поднимали на тросах с помощью промышленных альпинистов. Причём именно наверху была самая большая часть фигуры — замок Великана и сам Великан на огромном облаке. В соответствии с этим и был написан план работ.
Поскольку квалификация участников проекта была разной, все работы я планировала по принципу «от простого к сложному». Чтобы те ребята, кто недавно начал работать с шарами, могли «набить руку» на простейших элементах, из которых строились стены замка Великана. А потом уже переходили к фигурам из разноразмерных шаров, где любые погрешности калибровки снижают качество работы. Но шары на замок нашему поставщику не пришли вовремя. План работ пришлось менять. И вместо стен замка мы взялись делать листья для бобового дерева, которые планировали делать в третью рабочую ночь.
Места на площадке было очень мало. В нашем распоряжении был только подиум, на котором и должна стоять наша фигура. По окончании смены мы собирали всё, что сделали за ночь, складывали на подиум в виде гигантской бесформенной пирамиды и затягивали целлофаном. А в начале следующей ночи застилали целлофаном все ближайшие коридоры торгового центра и разбирали нашу пирамиду. Количество гигантских деталей росло, а смонтировать их было невозможно до тех пор, пока мы не построим замок на облаке и не поднимем облако вверх. Шаров на замок всё нет, машина с ними затерялась где-то на просторах нашей родины.
В конце концов, откладывать строительство замка стало больше некуда и пришлось строить его из тех шаров подходящих цветов и размеров, которые были в нашем распоряжении. Надо было как-то раздобыть, ни много ни мало, а 10000 шаров. Разумеется, заниматься такими расчётами в рабочую смену нельзя — время дорого. Поэтому все изменения в планах я придумывала днём, когда строители мирно спали после ночной смены. Вечером оглашала коллегам новый план работ, вручала им схемы и шары и работа продолжалась.
После второй ночи стало понятно, что изменения в графике работ влекут за собой неизбежное опоздание и с третьего вечера мы стали брать работу на дом. Благо, жили все в большом двухэтажном доме, и у нас была комната-столовая, в которой можно было работать, сдвинув к стенам столы и стулья. Там мы готовили небольшие фигуры или их части, которые потом перевозили на машинах на площадку. Наша рабочая смена стала начинаться в 6 часов вечера: 2—3 часа работы дома, потом ужин и после этого едем на площадку, где работаем с 10 часов вечера до 8 утра.
Собрав, наконец, верхнюю и самую объёмную часть нашей конструкции, подняли её, присоединяя к дереву листья (а их было больше 40) в процессе подъёма. И только после этого приступили к изготовлению фигур, находящихся «на земле». К этому моменту мы уже стали дружной и довольно квалифицированной командой. Да и фигуры нижнего яруса были не такие массивные. Зато их надо было сделать особенно тщательно, ведь именно их будут рассматривать люди с близкого расстояния. Все фигуры людей и животных делались с некоторой долей импровизации, поскольку эта работа простая и привычная.
Когда обрабатывали хай-флоатом ШДМ, все начали засыпать. И тогда ребята запели! Это был удивительный момент единства большой команды, когда люди понимают друг друга без слов. В результате мы всё успели сделать вовремя.
В 8 часов утра начали приходить на работу сотрудники торгового центра, и мы видели изумление на их лицах. Они потом признались, что приходя каждое утро на работу и видя бесформенную гору шаров, затянутую целлофаном, думали, что ничего хорошего из этого не выйдет. И вдруг появилась фигура высотой 27 метров!
Лифт со стеклянной стеной начал ездить вверх-вниз, наполненный людьми с мобильными телефонами. На балконах всех этажей, как в зрительном зале, стояли люди. И все они улыбались. А мы смотрели на них и улыбались тоже. До открытия торгового центра оставалось ещё два часа, и мы успели спокойно походить по этажам и пофотографировать нашу фигуру. Даже сделали групповую фотографию нашей уставшей, но очень довольной команды на фоне Бобового дерева.
Когда декораторы выходили из торгового центра, ребята-промоутеры стояли уже у входа. Зазывая публику, раздавали листовки с расписанием развлекательной программы. Мы тоже взяли её на память. Торжественного открытия нашего арт-объекта не видели — в это время уже ехали в Краснодар, чтобы сесть в самолёт и улететь домой. Репортаж об этом событии потом смотрели в интернете.
Следующие три недели постоянно отслеживали по фотографиям посетителей торгового центра «Красная площадь» в Инстаграм состояние нашего Бобового дерева. Через три недели его демонтировали, и только после этого Заказчик подписал акт сдачи-приёмки работ. В этот момент мы смогли, наконец, вздохнуть спокойно и поздравить друг друга с тем, что задачу выполнили.
По условиям контракта мы не имели права рассказывать об этой работе и размещать фото в интернете до демонтажа. Нам пришлось целый месяц молчать, и не отвечать даже на вопросы коллег. Конечно, очень обидно не иметь возможности рассказать о своей работе сразу, на волне эмоций, потому что через месяц весь восторг уже прошёл. Но раз уж мы взялись за проект на таких условиях, то должны их выполнять: воля заказчика — закон.
Моя сердечная благодарность компании «Праздникмастер» и лично Николаю Французу за доверие! Низкий поклон команде мастеров, моим дорогим коллегам: Андрею Раковичу, Ольге Пивоваровой, Виктории Ивановой и Наталье Девятериковой! И моё искреннее восхищение трудолюбием сотрудников компании «Праздникмастер», чьими руками была надута львиная доля шаров и выполнены практически все монтажные работы. Такие чудеса случаются раз в жизни и далеко не у всех. В моей жизни такое чудо произошло и я совершенно счастлива!